К содержанию...

НОВАЯ ЗВЕЗДА

В послевоенной Италии охота и охотничий спорт стали очень популярны. Сейчас лишь футбол имеет больше приверженцев. Не будет преувеличением сказать, что ни в одной стране мира нет и такого количества производителей охотничьего и спортивного оружия. Это результат разумной законодательной, научно-технической и социальной политики итальянского правительства. Сегодня ружейное производство интегрирует достижения металлургии, станкостроения, вычислительной и измерительной техники, которые в Италии развиваются достаточно успешно.

Очень либеральное оружейное законодательство позволяет открывать небольшие оружейные мастерские и даже работать индивидуально. В результате в стране существует очень развитая и сложная оружейная промышленность, где прекрасно сосуществуют гиганты вроде «Беретты», небольшие предприятия масштаба «Перацци» или «Фаусти Стефано», десятки мелких фирм и сотни мастеров-одиночек. Такое количество производителей приводит к довольно острой конкуренции и стимулирует развитие отрасли в целом.

В последние годы в Италии, как ни в одной другой стране появилось много новых конструкций систем запирания, ударно-спусковых механизмов и других механических новаций. В последнее десятилетие очень активно развивается оружейное граверное искусство. В этом большая заслуга граверной студии Чезаре Джованелли и Школы искусств в Сареццо. В Брешии есть единственная в мире фирма, занимающаяся ружейной гравировкой, — «Криейтив арт». Большинство итальянских оружейников демонстрируют верность великим традициям Возрождения, историческим традициям итальянских оружейников прошлого.

Очевидно, что в такой среде новым мастерам очень трудно отвоевывать себе нишу. Это могут сделать только, действительно, очень способные люди. К таким и относится Мауро Батталья, только в 1995 году получивший лицензию оружейного конструктора. Он родился в Ровенне в 1954 году и в начале своего трудового пути оружием не занимался, а лишь страстно увлекался охотой. Постепенно тяга к оружию брала свое, и Мауро окончил специальные курсы ружейных мастеров. Затем работал в нескольких престижных оружейных мастерских.

Постепенно он начал понимать, что разработка и создание оружия — это его призвание. На первой стадии он начал самостоятельно выступать в качестве ложевщика - резчика по дереву. Это происходило в начале восьмидесятых. Спортсмены и охотники, равно как и коллекционеры эксклюзивного оружия, сразу же высоко оценили его изделия за редкостное объединение функциональности с эстетическим совершенством. В 1992 году Мауро Батталья открыл в Ровенне собственную оружейную мастерскую. С этого времени всю свою жизнь он посвятил созданию ружей, в которых стремился соединить верность традициям старых мастеров Романьи и современные технические возможности.

Первой работой, которая принесла Мауро шумный успех, было «Незаконченное ружье Заккарии». Мастер Арнольдо Заккария родился в Ровенне в 1882 году. Его молодость прошла в оружейных мастерских Занотти и Тоски. Затем он создал собственную мастерскую здесь же, в Ровенне. Благодаря своей одаренности и трудолюбию он вошел в число знаменитых оружейников Италии прошлого века. Умер он 1959 году, не успев завершить работу над двустволкой с замками типа Голанд-Голанд. Мауро нашел это ружье и довел его до высочайшей степени совершенства.

Специалисты сразу обратили внимание на высокое качество исполнения и безукоризненное следование канонам традиционной итальянской оружейной культуры. Это двустволка с горизонтально расположенными стволами нам представляется идеальным гладкоствольным ружьем. Оно пропорционально и элегантно. Легкое цевье и тонкая английская ложа безукоризненны по форме. Их основным украшением является прекрасная текстура корневого ореха и ее цветовая гамма. На цевье и шейке ложи лишь очень тонкая насечка. Мне кажется, что одно из проявлений верности великим идеям Возрождения - преклонение перед природной красотой.

Пожалуй, это ружье — абсолютная классика: два спуска, предохранитель на хвостовике колодки и никаких излишеств. Глубокая обронная гравировка с черненым фоном очень хорошо сочетается с глубоким воронением стволов. Но самое замечательное в этом ружье - чистота работы. Это касается и припасовки стволов к колодке, и осадки. Сюжет гравировок на всех частях стилистически единый и традиционный для старой итальянской школы. На нижней стороне колодки (на ее личинке) выгравировано: «A. Zaccaria, M. Battaglia».

С работы над этим ружьем началось творческое содружество двух талантливых людей, Мауро Батталья и Макса Гобби - потомственного гравера, который начал самостоятельно работать в 1999 году после серьезной практики в мастерской Чезаре Джованелли. На творческом пути художника-гравера его постоянно опекает старший друг и учитель — Карло Пазотти. По его совету Макс посещает художественную студию и непрерывно совершенствуется, экспериментируя в различных техниках гравировки. Конечно, это стремление к совершенству приводит к повышению художественного уровня выполняемых работ, к расширению их композиционного и технического разнообразия.

Результатом совместной деятельности Мауро Баттальи и Макса Гобби стали ружья, неоднократно и очень успешно демонстрировавшиеся на выставках в Италии, Германии, США и Великобритании. Познакомимся с некоторыми из ружей, созданных этим дуэтом.

Ружье «Морена» представляет собой дистиллированную классику в самом высоком исполнении. Это курковая горизонталка 12 или 20 калибра со стволами, объединенными по системе демиблок. В механизмах этого ружья все, как было в конце позапрошлого века, разве что экстрактор современной формы, захватывающий большую часть закраины гильзы. Отличительным свойством этого ружья является высочайший уровень качества работы с металлом и деревом. Это в полной мере относится и ко всем внутренним деталям, которые видны только на разобранном ружье. Приклад и цевье выполнены из корня грецкого ореха в традициях английской оружейной эстетики.

Ружье «Мерседес» - горизонтальная бескурковка с полными замками на боковых досках. Эти ружья исполняются всех калибров (от 12 до .410). Стволы в демиблочном соединении. При желании заказчика на ружья устанавливается спусковая система с одним или двумя крючками. Полные замки на боковых досках типа «Голланд-Голланд» с пассивным бойком. Система запирания традиционная, троиная. Защелка цевья управляется кнопкой в его передней части. Все металлические поверхности, включая головки крепежных винтов, тщательно отполированы.

Пожалуй, про корневой орех с темными, почти черными прожилками можно было бы не повторяться, но нужно подчеркнуть, что он удачно сочетается с темной воронью стволов и черненым фоном оброна. Общая архитектоника этого ружья вызывает восхищение.

Наряду с горизонтальными двустволками Мауро Баталья делает серию бокфлинтов «Тимио» 12, 20, 28 и.410 калибров. Стволы у этого бокфлинта, как и у всех ружей Мауро Баттальи, образуют демиблок. Схема запирания как в бокфлинтах системы «Босс». Ложноподкладные замки оригинальной конструкции на легкосъемных боковых досках. Стягивающий доски винт снабжен удобным флажком.

Спусковая система может быть с одним или двумя крючками. Ложа этого ружья имеет довольно прямую шейку с отлогой пистолетной рукояткой, которую завершает не сплошной, а прорезной, элегантный медальон, закрывающий узким кантом периметр ее торца. Кнопка управления защелкой цевья находится на его вершине, а чуть ниже врезана поперечная полоска, очень распространенная сегодня на итальянских бокфлинтах.

Макс Гобби разработал два варианта гравировки для этого ружья. Одна - в английском стиле (розовые букеты и завитки). Другая совершенно оригинальная. Ее суть — в расположении на одной поверхности нескольких независимых сюжетов. На боковых поверхностях колодки их размещается по четыре. Каждый из них выделен собственной оригинальной рамочкой, выполненной в технике оброна. На месте нижней антабки врезан «золотой» медальон для монограммы будущего владельца. Конечно, на ружьях такого уровня антабок для погонного ремня не предусматривается.

 

Одно из ружей Баттальи посвящено выдающемуся оружейнику позапрошлого века - Занотти. Модель называется «Историческое». Это бескурковая двустволка 12 или 20 калибра с полными замками, работающими по принципу ударно-спусковых механизмов старых замков, в которых длинное плечо боевой пружины обеспечивало рабочий ход курка и удар по бойку, а короткое — «отбой» курка на предохранительный взвод. Правда, механизм отбоя у Мауро работает с помощью поворачивающегося ограничителя хода курка. Зато очень оригинальный перехватыватель курка оставлен в историческом виде (крючок и специальный прилив вблизи ударника курка). В знак уважения к старым мастерам Макс Гобби украсил перехватыватель и замковую личинку сдержанной гравировкой. С подчеркнуто историческим акцентом ружья мирно уживаются эжекторы. Все в этом ружье выполнено в очень строгих линиях. На прямом нижнем гребне английской ложи очень хорошо «лежит» длинный хвостовик спусковой скобы.

У Мауро Баттальи есть еще несколько моделей очень интересных горизонтальных двустволок, в которых хорошо уживаются современные материалы и конструкции с лучшими оружейными традициями. Одной из них является модель «Мониа», которая выпускается в обычном исполнении и варианте «Экстра». В обоих вариантах есть все калибры, включая 16. В этих ружьях оригинальные подкладные замки, эжекторы, спусковые системы по желанию заказчика. В случае двух крючков передний складывается вперед, чтобы не повредить палец, обрабатывающий задний спуск (типично итальянская штучка). Исполнение «Экстра» украшено гравировкой «с ног до головы». В нем широко используется всечка золота, в том числе и на стволах.

В арсенале Баттальи есть очень легкое (2,9 кг) ружье «Мануэле», которое выпускается только 20 калибра. Столько же весят ружья модели «Ангелы» (12 и 20 калибров), имеющие округлое сечение колодки и энсоновские замки.

Надеюсь, что российские охотники смогут оценить эти ружья по достоинству, а Мауро Баттальи и Макс Гобби еще долго будут создавать оружейные шедевры.

Освальдо МАНЦОНИ
"ОХОТА", октябрь 2006 г.