К содержанию...

ЭКСКЛЮЗИВ ЛУЧАНО БОЗИС

Если вам нужно охотничье ружьё, которое сочетало бы изысканный вид с высочайшим качеством работы, обратитесь к продукции «Лучано Базис». «Базис» принадлежит к элите Брешии. Эта маленькая мастерская хорошо известна в Европе. Марка «Бозис» считается здесь синонимом высшего качества. По своей престижности охотничьи ружья из местечка Травальято, что в окрестностях Гардоне-Валь-Тромпии, стоят в одном ряду с шедеврами Пёрде, Голланда и Лебо-Куралли. Более того, современные охотники, ценители настоящего ружейного искусства, предпочитают монументальным творениям британцев неподражаемую гравировку, красоту и лёгкость стиля двустволок «Лучано Бозис». Это может показаться невероятным, но слава легендарного английского оружия имела и свою теневую сторону. Уже к началу нашего столетия лондонские корифеи ружейного дела достигли недосягаемого мастерства. С ними могли равняться лишь считанные оружейники остального мира. Дорогие бескурковки знаменитых лондонских компаний имели немыслимую живучестъ и передавались от деда к внуку. Известны случаи, когда «Пёрде», «Голланды» и «Боссы» выдерживали 50 тысяч и более выстрелов без малейшего ремонта. Много это или мало? Вряд ли кто, даже из числа самых страстных охотников, делает за сезон две сотни выстрелов, обычно - не болеет ста. Но если стрелок сделает в течении года 1000 выстрелов, то лондонского ружья ему хватит на 50 лет! Случилось то, что неизбежно должно было произойти с изделиями англичан. К 70-м годам нашего столетия мировой рынок оказался насыщен дорогим британским оружием. Разумеется, не всем пришёлся по вкусу академический, строгий стиль их оформления. И вот состоятельные охотники и коллекционеры в поисках предмета вожделенной мечты устремляются с берегов туманного Альбиона на солнечное побережье Адриатики.

Италия - страна страстных охотников, поклонников добротного, надёжного и красивого оружия. В отличие от сдержанных, рассудительных англичан, в душе каждого итальянца живёт лирик. За последние 90 лет британцы абсолютно ничего не изменили в конструкции своих ружей (на то они и консерваторы). Ружейная промышленность Италии - совсем другое дело. Искусство оружейников с Апеннинского полуострова известно со времён расцвета Римской империи. С XVI века центром производства огнестрельного оружия становится Брешиа и её окрестности. В это время на весь мир гремели имена многих талантливых итальянских оружейников, но больше всего - семейство Коминаццо. Их изделия не знали соперников не только в XVII столетии, но и гораздо позже, в начале XIX века, когда техника производства оружия шагнула далеко вперёд. Старым ружьям Лазаро Коминаццо продолжали приписывать совершенно необыкновенные качества. Однако потом лидерство надолго захватили англичане.

Вновь, на изделия итальянцев обратили внимание лишь в середине 70-х годов нашего столетия. Именно в эти годы стала расти популярность охотничьего оружия с клеймом «Made in Italy». Теперь на первое место выходит не сверхдолговечность оружия, а безопасность в обращении, высокая надёжность механизмов и, главное - дешевизна. Такого сочетания можно было добиться только в промышленном производстве при широком участии станков с программным управлением и новейших технологий обработки материалов. В последнее время итальянцы достигли в массовом изготовлении недорогого охотничьего и спортивного оружия поистине заоблачных высот. Сегодня нет страны, в которой не знают о добротных рабочих ружьях из провинции Брешиа. Но было бы неверным полагать, что в Италии забыты ценители шедевров ружейного искусства и те, кто хотел бы выгодно вложить свои деньги в дорогие вещи. Фирма «Лучано Бозис» - одна из тех, которая может решить проблемы самого тонкого знатока изысканного оружия. Сразу оговорюсь, что ружьё с маркой «Лучано Бозис» относится не просто к высокой, а к наивысшей категории качества, иначе - суперкласса. За деньга, потраченные, к примеру, на модель «Микеланджело», можно купить не менее двадцати «Беретт» среднего разбора. Как видите, всё зависит от системы приоритетов, сложившейся в вашем сознании, ну и, разумеется, размеров кошелька. Ружьё высшего класса - это тот предел совершенства, до которого могут довести огнестрельное оружие лишь избранные мастера. А это, согласитесь, стоит недешево. Чтобы изготовить такой шедевр, мало быть отличным оружейником. Нужно быть, по меньшей мере, художником, беззаветно любящим своё мастерство. Оружейник «Бозиса» возьмётся за дело только тогда, когда досконально разберётся во всём, что требуется заказчику. Подробные разговоры с клиентом длятся, порой, много дней по нескольку часов кряду. Итальянские мастера специально выезжают в поле, в лес или на озеро, чтобы погрузиться в мир охотничьей романтики, прочувствовать поэзию того конкретного вида охоты, которому заказчик отдаёт подпочтение. Только всё уяснив, мастер принимается за работу. Любая мастерская элитного оружия имеет в своём техническом арсенале некое «фирменное блюдо», которое преподносится ружейным «гурманам». У одной фирмы таким «блюдом» может быть чудесный механизм самооткрывания ружья, у другой - безупречные замки на боковых досках, у третьей - два абсолютно идентичных ружья, отличающихся массой на... полграмма. Фирмы эти, по большому счёту, не конкурируют друг с другом. Каждая из них стремится занять как бы пустующую нишу в системе производителей оружия суперкласса. «Бозис», например, с особой тщательностью подходит к отбору материала для изготовления лож. Оружейники фирмы производят ежегодно около 20 ружей и завоевали репутацию тончайших знатоков материала, идущего на изготовления лож. Кроме того, при оформлении ружья огромное значение придаётся гравировке коробки, её сюжету. Для того, чтобы почувствовать разницу между ружьями, которые делают оружейники разного уровня, нужно постараться сравнить одинаковые элементы в их изделиях. На что сразу обращают внимание заказчики? Конечно, на гравировку металлических частей и красоту текстуры ложи. Если внешний вид ружья не вызывает нареканий, то, казалось бы, чего же ещё нужно. В этом-то и кроется их главная ошибка. Давайте разберёмся - почему.

Искусство гравировки на коробках охотничьих ружей близко к монументальному искусству. Гравировка целиком связана с архитектоникой ружья, она существует только в сочетании формы и отделки. В своё время лучшие британские, бельгийские и французские оружейники в результате длительных поисков оптимальной конструкции двуствольного ружья, его формы и стиля оформления остановились на изготовлении небольшого числа моделей, мало отличающихся друг от друга. Фирма «Лучано Бозис» с самого начала пошла именно по этому пути. Она довела форму и конструкцию ружья до полной гармонии с его оформлением. Главное внимание уделено пропорции коробки и её гравировке. На наших иллюстрациях яркий пример композиционной уравновешенности ружей с горизонтальными и вертикальными стволами. Чтобы овладеть искусством гравировки на оружии, требуются талант художника, любовь к природе, знания повадок зверей и птиц. Для «Бозиса» работают лучшие итальянские гравёры: Джанкарло Педретти, Марио Терци, Анджело Галеацци и другие маэстро резца. Учитывая ограниченную площадь, на которой могут быть изображены сцены охоты, животные или декоративный орнамент, можно говорить о высочайшем уровне мастерства итальянских художников-гравёров. В то же время красота рисунка на прикладе занимает одно из последних мест, поскольку при выборе заготовки мастер руководствуется совсем другими соображениями. Заготовка может иметь очень простой рисунок, но тем не менее ей быстрее отдадут предпочтение, отказавшись от другой, с роскошным рисунком. В чём же дело?

Во-первых, для длительной службы ружья важна абсолютная целостность ложи. Она воспринимает в момент выстрела огромные нагрузки, и при низком качестве древесины в районе коробки возникают трещины. Только опытный глаз мастера-ложечника сразу выявляет слабину в древесине заготовки: червоточины, трещины или скрытые сучки. Во-вторых, слои должны идти параллельно линии шейки и линии приклада. Это, конечно, идеальный случай, который на практике встречается нечасто. Вполне долговечными могут считаться такие ложи, в которых слои древесины идут либо параллельно шейке, либо параллельно прикладу. Надеюсь, что нашим читателям никогда не попадутся ложи, где слои на шейке и прикладе перпендикулярны стволам. Иначе, поломка ложи вам обеспечена. Разумеется, маэстро «Лучано Бозис» наверняка обратят ваше внимание на эти нюансы, ибо престиж фирмы в любом случае дороже сиюминутной выгоды. Но при заказе ружья у рядовых оружейников эти тонкости обязательно следует учитывать. С технической точки зрения, ружья «Бозис» не представляют собой принципиально новых разработок. Это хорошо известные системы, базирующиеся на классических конструкциях английских оружейников начала XX столетия.

В настоящее время фирма выпускает три типа охотничьих двустволок. Первый, и самый престижный, бокфлинт системы «Босс-Вудвард» под названием «Микеланджело» с унитарным спусковым крючком - образец и вершина совершенства среди ружей с вертикальной комбинацией стволов. Первая похожая бескурковка была создана лондонской компанией «Томас Босс» в далёком 1909 году. Позже система шарнирного соединения стволов с коробкой была усовершенствована фирмой «Джеймс Вудвард и сыновья». С тех пор лишь считанные оружейники мира смогли повторить в металле сложную и наиболее совершенную конструкцию «вертикалки». Кстати, это и самая дорогая система среди всех ружей с вертикально спаренными стволами. Приобретение «Босса» считается у коллекционеров наиболее удачным вложением капитала в охотничье оружие: его продажа на аукционе высшего уровня гарантирована. Стоимость изготовления двустволки этого типа у «Бозиса» ниже, чем в Лондоне, да и получите вы заказ в два раза быстрее. А вот если выставите свой бокфлинт на аукционах «Сотбис» или «Кристи», то стартовые цены вашего «Микеланджело» и оригинального лондонского «Босса» будут одинаковыми.

Второй тип охотничьего оружия, который выпускает «Бозис» - классическая «горизонталка» модели «Куин» (Queen) с подкладными замками на боковых досках. Эта дорогая двустволка изготовляется по образцу ружей фирмы «Голланд и Голланд» высшей модели «Роял». Ружьё может иметь один или два спусковых крючка, эжекторы, а также английский, полупистолетный или пистолетный тип ложи. Калибр и дульные устройства - любые, по желанию заказчика. Наконец, последний тип ружья - та же «горизонталка», но с коробчатыми замками модифицированной системы «Энсон и Дили» модели «Кантри» (Country). Это наиболее дешёвая двустволка в серии элитных ружей итальянской фирмы. О ценах говорить не имеет смысла: стоимость заказных ружей варьируется в довольно значительных пределах. Многое зависит от выбора заказчиком материалов, варианта отделки и гравировки. Но главное - от времени, потраченного на подгонку всех параметров двустволки по вашему телосложению. Покупку ружья «Бозис» можно сравнить с заказом костюма в ателье: клиент выбирает модель и материал, а костюм шьётся точно по его фигуре. Но сомнений у заказчиков быть не должно: мастера «Лучано Бозис» в конце обязательно сотворят очередной шедевр.

Жорж ФОНТЕНО
"МАСТЕР РУЖЬЕ", №31 1999 г.