К содержанию...

ФЕНОМЕН ИВО ФАБРИ

Характерная примета времени - наличие на оружейном рынке четырёх-пяти марок истинного суперкласса. Одна из них - Fabbri. Из всех изделий мирового уровня ружья этом фирмы идентифицируются однозначно.

Иво Фаббри не был ни наследным принцем, ни сыном популярного политика. Несмотря на своё простое происхождение, он сделался известным и уважаемым человеком исключительно благодаря собственному нестандартному мышлению, нечеловеческому трудолюбию и незаурядным инженерным способностям.


Иво и Туллио Фаббри

Фаббри родился в 1928 году в местечке Поггио Берни, провинция Форли. Эта местность дала Италии таких талантливых оружейников как Дзанотти, Тоски, Кортези. Так что страсть к оружию была у Иво в крови. Живя в деревне, он, естественно, много охотился и имел иногда возможность держать в руках дорогие английские и французские ружья – гордость местных охотников. Но только один его знакомый мог похвастать ружьём отечественного происхождения – двустволкой «Империал» фирмы «Луиджи Франки». Увлечённость стрельбой, оружием и механикой привела к тому, что ещё подростком он изготовил два дробовика чуть ли не из подручных материалов. В начале 50-х гг. Иво Фаббри уехал в Брешию, там прошёл двухгодичную службу в артиллерии. Демобилизовавшись, он поступил на завод концерна Fiat, где познакомился с технологией обработки металла, изучил передовые методы контроля качества.

Однажды после работы Фаббри зашёл в местную мастерскую Дезенцани. Он давно присматривал себе охотничье ружьё и в этот раз попросил мастера показать несколько моделей. Осматривая ружья, Иво обнаружил недостатки конструкции во всех показанных ему образцах. Впервые встретив такого привередливого покупателя, опытный оружейник Дезенцани в сердцах предложил Фаббри сделать ружьё самому. Совет пришёлся как нельзя кстати. Раздумывая над конструкцией будущей двустволки, Иво познакомился с Даниэлем Перацци, и тот предоставил в его распоряжение мастерскую и станки. Так для Фаббри началось сотрудничество с известным оружейником, которое в конце концов привело к созданию знаменитой спортивной вертикалки MX8, прославившей на весь мир марку Perazzi. Именно с этим бокфлинтом, спроектированным Фаббри и изготовленным в цехах Perazzi, Энньо Маттарелли завоевал золотую медаль на Олимпийских играх в Токио. После этого Иво понял, что созрел для собственного дела.


Бокфлинт Иво Фаббри, гравёр Манрико Торколи

Свою маленькую мастерскую Фаббри открыл под Брешией в 1965 году и с увлечением стал работать над новым бокфлинтом. Через четыре года оружейник перебрался в нынешнюю мастерскую в Кончезио. Ныне в фирме заняты 17 человек, которые делают около 30 ружей в год. Увлечённость оружием передалась и сыну Фаббри. Сорокадвухлетний Туллио выполняет сегодня ответственную роль координатора всей компании.

И прежде, и особенно теперь очень редко встречаются штучники, делающие для своих ружей абсолютно все детали. Даже самые знаменитые из них обычно лишь собирают у себя ружья, стволы и механизмы для которых изготавливаются в цехах более крупных производителей. А вот в мастерской Fabbri умудряются выполнить весь производственный цикл, не выходя за её порог. Безусловно, приходится рассчитывать только на самих себя. Зато заказчик абсолютно уверен, что лучшего ружья за такую цену ему уже не сделает никто. И это именно то, что в Италии называют «феноменом Фаббри»! Нынешнее предприятие Fabbri – современное двухэтажное здание. На первом этаже размещена механическая мастерская с необходимым парком станков. Здесь, как говорилось, делают абсолютно все детали, идущие на сборку, вплоть до мелких винтиков. Понятно, поточным методом они не производятся, а некоторые вообще могут быть изготовлены исключительно вручную. На первом этаже делают и стволы, которые проходят все этапы обработки: от прутка-заготовки до полностью готового ствольного блока, включая закалку, отпуск, воронение и т.д. Эта особенность производства обеспечивает оперативный контроль над качеством на всех стадиях создания ружья. Контролируются даже такие операции как ручная доводка, полировка, сборка...


Гравировка Манрико Торколи по мотивам фильма Стивена Спилберга "Парк Юрского периода"

Современное двуствольное ружьё – сложная «машина», состоящая из более чем сотни деталей самой разной конфигурации. И для каждой выбирается материал и режим термообработки в зависимости от величины воспринимаемой нагрузки.

Многие детали получают предварительную форму в механическом цехе, но доводят их вручную при сборке – «по месту». Для этого их отправляют этажом выше, в сборочную мастерскую. Здесь же, на втором этаже, производят и все деревоотделочные работы. Ложи изготавливают не на копировальных станках, а полностью вручную из цельного бруска отборной ореховой древесины, закупаемой в Турции. Только цевьям для бокфлинтов предварительная форма придаётся на станке.

Единственная работа, выполняемая за пределами мастерской – гравировка. Впрочем, и она находится под бдительным контролем Туллио Фаббри. Взыскательность к качеству – просто поразительная. При наличии даже небольшого отклонения от чертежа, не влияющего на функциональность, детали тут же бракуются.

Современное оружейное производство отработано до такой степени, что придумать что-либо новое сложно. Тем не менее, Иво Фаббри непрерывно совершенствует конструкцию оружия и технологию его изготовления. Простота конструкции, считает оружейник, - гарантия от поломок и отказов. География распространения изделий с маркой Fabbri уникальна. Нет страны, в которой истинный коллекционер не мечтал бы о двустволке знаменитого итальянца. Потому что ружьё от Фаббри – это не просто техническое совершенство, но и безупречное качество. Стволы и механизмы бокфлинтов Фаббри способны выдержать без поломок и признаков износа до 1 000 000 (!) выстрелов. Сколько ещё фирм могут похвастать подобной «живучестью» своих ружей?

Для стволов Фаббри выплавляет специальную сталь, которую он назвал Vacuum arc remelting steel, что в вольном переводе означает «сталь, полученная вакуумно-дуговой переплавкой». Её преимущества по сравнению с обычными сортами заключается в высокой степени очистки от вредных примесей и газов. Металл дважды переплавляется в электродуговой вакуумной печи. Затем блоки-сырцы обрабатываются длительной проковкой, а кроме того, проходят ещё закалку и отпуск. В результате такой термомеханической обработки заготовок оружейник получил ствольный материал с очень высоким пределом текучести – примерно 110 кг/кв. мм (для сравнения: ижевская сталь марки 50РА, идущая на стволы серийных отечественных ружей имеет предел текучести около 75 кг/кв. мм).


Коробка и замки ружья Иво Фаббри

Фаббри делает двустволки всех принятых ныне калибров: 12-го, 20-го, 28-го и 410-го. При комплектации ружья разнокалиберными сменными стволами их вес сохраняется неизменным, таким образом баланс двустволки не нарушается. Стволы горизонталок и вертикалок спариваются по классической схеме «демиблок». Боковые межствольные планки выполняют двоякую роль. Помимо обычной, соединительной, функции они призваны компенсировать разницу в массе разнокалиберных ствольных блоков. Как известно, залогом сохранения стабильных показателей боя, кроме прочих факторов, является минимальная разностенность ствольной трубки. У всех ружей Фаббри разностенность стволов выполняется с допуском 0,02 мм.


"Крылатый конь" Манрико Торколи

Вот уже более двух десятков лет лучшие мастера мира не применяют в замках на боковых досках сквозные винты, крепящие детали ударного механизма. Фаббри – один из них. Но итальянец упрочил несущую доску и усовершенствовал замок. Конструкция получилась простая, но весьма продуманная и совершенная. Оружейник полностью изолировал механизм от попадания влаги и пыли и даже увеличил внешнюю поверхность доски для нанесения тончайшего декора. Головки винтов и резьба имеют специальную форму, что устраняет самооткручивание. Фаббри отказался от традиционного винта, крепящего головку рычага затвора с осью, связанной с U-образной запирающей планкой. Затворный механизм получился прочный, надёжный и очень долговечный.

Об особенностях изготовления ружей на предприятии Иво Фаббри говорить можно долго. Но уже из сказанного ясно вырисовывается компетентность человека, который никогда не обучался профессии оружейника и всё же благодаря врождённой смекалке и огромной жажде знаний смог достичь в этом поистине заоблачных вершин.

Сегодня ружья от Fabbri доступны немногим, главным образом, из-за ограниченности их выпуска. Внешне каждое выглядит на миллион долларов. Одна гравировка чего стоит! На самом деле цена ружей итальянца произвольная. Произвольная в том смысле, что при оформлении заказа клиенты никогда её не обсуждают. Цена может быть и 2,5 тысячи долларов, и в 100 раз больше. В любом случае покупатель абсолютно уверен, что получает капитально сработанную вещь и, что называется, «на все деньги». То есть каждый выложенный за ружьё доллар, евро или фунт стерлингов обеспечивается максимальной долей потребительских качеств – живучесть, надёжность, эстетика, безопасность, бой… Ну а кроме всего прочего заказчик делает исключительно выгодное капиталовложение. Ведь цена «Фаббри» со временем только растёт.

Красота и функциональность в охотничьем оружии – понятия, казалось бы, несовместимые. В самом деле, назначение ружья – точно и сильно бить, оно должно быть безопасным в обращении, прочным, надёжным и долговечным. В оружии же высокого класса на передний план выходит эстетика. Потому что эстетический эффект декорированного изделия придаёт ему ценность гораздо большую, нежели оно стоит на самом деле.

Марку Fabbri неразрывно связывают с творчеством одарённого итальянского гравёра Манрико Торколи. Именно он привнёс в оружейный мир фантазийный стиль.

Торколи родился в Гардоне Валь Тромпия в 1954 году. После учёбы он девять лет работал в компании «Беретта». Врождённый талант и любовь к рисованию привели его в гравёрную мастерскую. Несмотря на молодость, Манрико успел поработать на многих итальянских оружейников. Его гравюры можно, в частности, увидеть на ружьях Beretta, Perazzi, Famars, Renato Gamba, Fratelli Piotti, Luciano Bosis.


К художественному оформлению ружей Фаббри привлекается и "звезда первой величины" мирового гравёрного искусства - Фирмо Фракасси (Firmo Fracassi)

За годы ученичества в мастерских оружейников гравёр приобрёл бесценный практический опыт. Отсутствие академических навыков не стало для Манрико тем барьером, на котором обычно заканчивался творческий рост самородков. Кажется, никто раньше даже не пытался выйти за границы ремесленничества – за рамки раз и навсегда установленного клише. Никто, кроме Торколи! Помогло провидение. Гравёр познакомился с Фирмо Фракасси – одним из величайших мастеров резца современности. Он-то, собственно, и обозначил для молодого художника направление, в котором его природное дарование раскрылось в полной мере, – фантазийный стиль декорирования оружия.

Свои гравюры Манрико выполняет в точечной технике. Его сюжеты выделяются подчёркнуто реалистическим изображением людей и животных, строгим соблюдением пропорций и обилием пластики. Только взглянув на его крылатого коня-пегаса, можно по достоинству оценить одарённость мастера. Изобразить белую лошадь на стали невероятно сложно. Для этого нужно создать необходимую контрастность на заднем плане гравюры. А если принять во внимание, что художественная обработка поверхностей ружейной коробки производится до закалки, которая только ухудшает качество изображения, можно говорить о феноменальном мастерстве итальянца!

Знатоки утверждают: ружья от Fabbri – это возведённые в абсолют английская основательность, немецкая педантичность, французская элегантность! От себя добавлю – и итальянская романтичность. Не в этом ли заключается непостижимый феномен Фаббри? Феномен Фаббри – Торколи!

Жорж ФОНТЕНО
"МАСТЕР РУЖЬЕ", август 2002 г.