ДЕВУШКИ, НЕ СЛУШАЙТЕ ФОМЕНКО!

Друзья мои стрелки и охотники!
 

Эта статья была написана давно. Увы, многие освещенные в ней моменты не потеряли (к великому сожалению) своей злободневности и ныне. Именно поэтому она предлагается вашему вниманию.

Речь пойдет о патронах "Тайга", их качестве и... их рекламе. Деятельность рекламистов "Селены" заслуживает всяческих похвал. Эти парни, а возможно, и девицы хорошо знают свое ремесло. Да и руководство фирмы, судя по всему, на рекламу патронов, извините, денег не жалеет. Об этом наглядно свидетельствуют занятые "селеновцами" самые выигрышные (и самые дорогие) места на страницах практически всей российской оружейно-охотничьей периодики. Особо уважительных слов заслуживает ежегодно устраиваемое "Селеной" рекламное супер-шоу под названием "Большой приз патрона "Тайга". Какие фонтаны восхваления "Тайги" начинают бить во всей оружейной периодике по поводу этого представления! То, что "Селена" в этом направлении ведет себя агрессивно-напористо и не упускает своих шансов, достойно уважения. Правильно организованная реклама - задача вне всяких сомнений очень важная, но... не главная и даже не первостепенная!

А на первом месте у фирм-производителей (однодневки не в счет!), имеющих твердое намерение всерьез и надолго обосноваться на рынке среди достойных и зубастых конкурентов, должна стоять одна задача: достижение истинно высокого качества производимой продукции!

Откровенно говоря, к настырно-назойливой рекламе, прямо скажу, у дорогих россиян иммунитет "таперича" выработался достаточно сильный. Это ведь только "давеча" мы безоговорочно верили в то, что дешевая "Дося" - лучший стиральный порошок всех времен и народов, а бальзам "Биттнер" - лекарство от всех болезней и недугов, которыми страдает человечество. Нынче любой первоклассник знает (и Вы знайте!), что смельчак, рискнувший после охоты вручную постирать с "Досей" свои любимые портянки, может запросто остаться без кожи на руках. А легендарный бальзам "Биттнер" - это безусловно душистый, но, увы, всего лишь заурядный слабоалкогольный напиток, единственный эффект от которого - легкий кайф, да и то лишь после "принятия на грудь" как минимум пары флаконов.

Что же касается этого самого истинно высокого качества патронов (кстати, не только "Тайги"), то таковое проверяется и подтверждается (или, наоборот, не подтверждается) сотнями тысяч охотников и спортсменов, использующих их на реальных охотах, тренировках и соревнованиях. Никакие самые-пресамые заводские испытания по объективности, строгости и объему не могут сравниться с теми проверками, которые проходят патроны, бабахающие в охотничьих угодьях, на стрельбищах и стендах во всех уголках государства Российского. И мнение этих сотен тысяч контролеров является окончательным приговором в отношении боеприпасов. Приговором окончательным, не подлежащим обжалованию.

Поэтому, если, скажем, патроны барнаульской выделки не пользуются архивысоким авторитетом у владельцев охотничьего нарезного оружия, а новосибирские таковой имеют, то барнаульцам ничего другого не остается, кроме как добиваться улучшения характеристик своих боеприпасов. Таковое стоит недешево, т.к. предполагает проведение НИР (научно-исследовательских работ), ОКР (опытно-конструкторских работ) и ОТМ (организационно-технических мероприятий) по отладке всех производственных "цепочек". Мощной рекламой и красотой исполнения буклетов эта проблема (проблема качества) не решается.

На сегодняшний день охотничьи дробовые патроны "Тайга" охотниками России удостоены весьма скромной оценки: "неубойные", и для тех партий патронов, которыми стреляли я и мои друзья, эта оценка - объективная.

При всем при этом отмечу, что охотничьи пулевые патроны "Тайга" (с пулей Полева) - просто великолепны! Да и узкоспециализированный короткобойный патрон "Тайга" (с дисперсантом) у легашатников в почете.

Должен сказать, что я интересовался мнением о "Тайге" не только у нашего брата - охотника-любителя. Другой брат - стендовик, для которого качественныйдробовой патрон это "хлеб насущный", - делает многие тысячи выстрелов в течение своей спортивной жизни, и знает о качествах патронов не понаслышке. Уверяю вас, более беспристрастного и справедливого судьи нет и быть не может! В чем его мнение заключается? Применительно к спортивной "Тайге" (с уменьшенной навеской дроби) - отношение уважительное. Патрон этот удостаивался лестных эпитетов. А вот отношение того же самого брата-стендовика (ведь большинство из них - охотники) к охотничьей "Тайге" было совершенно прохладным. Более того, высказывалось совершенно искреннее недоумение: каким же это образом из применяемых "Селеной" якобы достойных импортных комплектующих элементов может в итоге получаться "неубойный" патрон?

Возьму на себя смелость сделать следующее предположение (и только лишь) о причинах вышеупомянутого. Помнится, поддержав прошлым летом на страницах "РОГ" дискуссию о качестве разрекламированных везде и всюду патронов "Тайга", я в своей публикации высказал робкое предположение о том, что возможно для наших ведущих стрелков и для рекламного шоу "Большой приз патрона "Тайга" селеновцы делают специальную (!) снарядку своих патронов, гарантирующую действительно поражающие воображение характеристики. Увы, тогда этот абзац был сознательно вычеркнут из моей публикации редакцией. И что же? Буквально через неделю после того, как моя рукопись была отнесена в редакцию, я получил очередной номер "РОГ" (31'2000) и с изумлением убедился, что попал в "яблочко". Мое предположение было подтверждено! И сделал это не кто-нибудь, а сам... президент фирмы "Селена" Михаил Сергеевич Войцеховский. Не верите? Цитирую: "Наши ведущие спортсмены, исходя из личных результатов, просят нас снаряжать патроны "под себя", и мы делаем их индивидуально для каждого спортсмена". Из песни слова не выкинешь, и комментарии, как говорится, излишни. Но ведь, даже козе понятно, что, имея патроны сверхтщательной спецснарядки, мастера (без кавычек) стрельбы, стреляющие к тому же из элитного оружия, естественно, могут и должны показывать результаты, близкие к абсолютным, о чем поется в "селеновской" рекламе.

А если вообразить такую ненаучную фантастику, что вдруг возьмет "Селена", да и наделает нашим мастерам-стендовикам что-то вроде того, чем мы стреляли на открытии охоты. Реакция, естественно, не заставит себя ждать. И что? Профессионалам ведь не будешь советовать, что, мол, целиться надо лучше, уважаемые господа стендовики! А если посоветуешь, так те сначала на смех поднимут, затем "ославят", а уж потом вместе - дружно перейдут на патроны другой фирмы. Вот "Селена" и старается идти на дополнительные затраты ради заботы о собственной репутации среди спортсменов. Хотя, с другой стороны, стендовиков этих не так уж и много.

А вот что касается нашего брата-охотника, то, надо полагать, с ним особо не церемонятся. Отсюда появляются и суперскучные выстрелы, описанные в "Пяти охотах" Александром Поваренковым, и супер-раскидистые, о чем писал ваш покорный слуга. Причины появления таких "суперов" очевидны: применение некондиционнных пыжей. В "поваренковском" случае, стяжки, соединяющие лепестки концентратора пыжа, были более толстыми (а соответственно, и более прочными), чем это требовалось по технической документации на пыж. Эта увеличенная прочность (полиэтилен - весьма прочный материал) соответственно увеличивала значение усилия, необходимого для гарантированного разрыва упомянутых стяжек при выстреле. В итоге они не разрывались, и контейнер полностью не раскрывался. В "посудинском" случае наружный диаметр обтюратора пыжа был недопустимо мал.

ПРИМЕЧАНИЕ: Несколько тех самых суперраскидистых патронов "Тайга" я - привез с той печально памятной охоты домой. Следует сказать, что в центре "звездочки" на дульце каждой гильзы все патроны той партии имели отверстия диаметром 2 мм. Наверное, это было сделано для того, чтобы патрон не был герметичным, а "дышал" (шутка). Как-то смеху ради я взял чистый лист бумаги и положил его на стол. Затем, взяв патрон "Тайга", стал постукивать "звездочкой" дульца по этому листу. Каково же было мое изумление, когда на листе я увидел... порошинки. Последние попали на лист, миновав обтюратор, полость с демпфером, концентратор и отверстие в "звездочке".

Диагноз прост: в обоих случаях мы имеем дело с заурядным браком. Могли, наверное, "дать маху" работники ОТК "Селены" (если, конечно, там таковые имеются) либо на входном контроле комплектующих изделий, либо на выходном, где испытывается патрон в сборе. Только, сдается мне, такое может быть по совершенно другим причинам. Обращусь к необыкновенно верной, правдивой и откровенной статье Леонида Браташника "Блеск и нищета" оружейной периодики", знающем об оружейном бизнесе не понаслышке. Приведу следующую цитату: "Серийные технологии не гарантируют стопроцентного качества по определению. Ведущие западные фирмы сильны жесткими контрольными мероприятиями. Именно контроль качества комплектующих и готовой продукции позволяет им сохранять авторитет иногда столетиями". А вот куда девается продукция не совсем кондиционная, с небольшими (а иногда весьма заметными) дефектами? Известное дело - из нее формируются коммерческие партии "низкой цены". Где реализуются эти партии товара? Мы можем только догадываться. У себя дома, в других развитых странах - нельзя, получится двойной ущерб: потеряешь лицо и понизишь и так относительно невысокие цены. Вывод напрашивается сам собой: через посредников скинуть в третьи страны. А местным дельцам - двойная выгода: они-то никаких скидок в цене не делают, а даже наоборот...

Смешно предполагать, что нынешние российские купцы "от оружия" и фабриканты "от боеприпасов" понесут ложку мимо рта к уху. Они не упустят любую возможность приобрести товар (с именем!!!) по минимальной цене, а реализовать его, естественно, по максимальной.

Бизнес называется...

И то, что в своей рекламе "селеновцы" перечисляют - от каких именитых фирм применены отдельные комплектующие патрона "Тайга", - никого не должно вводить в заблуждение. Что же делать? Уже упомянутый мной Леонид Барташник предложил рецепт, превзойти который ни по верности, ни по остроумию просто невозможно. Судите сами: "... Девушки, не слушайте Фоменко, не поддерживайте ленивого (от себя добавлю: и жадного) отечественного производителя вопреки здравому смыслу! И вообще выбирайте сам товар, а не торговую марку. Не верьте продавцу - у него цель - противоположная вашей. Не верьте "авторитетным" мнениям штатных экспертов, они могут быть ангажированными. Не верьте мне. Верьте только своим глазам и результатам собственных отстрелов".

И последнее:

Должен сказать, что некоторые редакторы оружейно-охотничьей периодики поступают весьма мудро, помещая в своих изданиях не одни лишь дифирамбы и восхваления оружию, боеприпасам, амуниции, а наряду с ними и публикации критического плана с безупречной, аргументированной критикой отдельных изделий. Дело в том, что любая правдивая информация (а не высосанная из пальца), полученная от его величества - потребителя, обнаружившего какие-то недостатки в приобретенном им товаре, ценится специалистами фирмы-изготовителя буквально на вес золота. Повторюсь, что это относится только к предприятиям (фирмам), заботящимся о своей репутации в настоящем и будущем, а не к фирмам-однодневкам, готовым выпустить любое барахло с целью получения лишь сиюминутных прибылей и выгод.

Александр ПОСУДИН